Передозировка искусством вызывает обмороки и галлюцинации
Флоренция
Во время прогулки по Флоренции Стендаль решил заглянуть в знаменитую церковь Святого Креста (Santa Croce). Французский писатель даже не догадывался о том, что уже через несколько минут с ним произойдет то, что войдет в историю как «синдром Стендаля».
От Флоренции туристы падают в обморок и несут чушь…
«Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шел, боясь рухнуть на землю», – описал случившееся впечатлительный Анри в своих записках об Италии и таким образом сделал все, чтобы в будущем его личностью заинтересовались не только литераторы, но и психологи.
В церкви Святого Креста находятся прекрасные фрески Джотто и усыпальницы великих флорентийцев
Одним из них стала доктор Грациэлла Магерини, рассказавшая в 1979 году миру о новом виде психического расстройства с лирическим названием «синдром Стендаля». Причиной возникновения временного помешательства является перенасыщенность Флоренции историческими архитектурными памятниками, так сказать, когда количество прекрасного на единицу площади превышает некую критическую отметку, и сознание наотрез отказывается это переваривать. Ежегодно жертвами «лирического» синдрома становятся десятки туристов.
Грациэлла Магерини – писатель, психотерапевт, крупнейший специалист в области психологии искусства и ауксологии, президент ассоциации «Искусство и психология». Наиболее известная книга Грациеллы Магерини – «Синдром Стендаля», выдержавшая два переиздания. Выражение «Синдром Стендаля», предложенное Г. Магерини, вошло в повседневную речь как термин, который обозначает психологический дискомфорт человека, спровоцированный произведением искусства.
Психический кризис настигает путешественников совершенно неожиданно. Например, после любования полотнами Боттичелли, Рафаэля и Каварджо. По словам итальянского психолога, во время приступа синдрома на лбу людей выступает пот, начинаются приступы паники, обмороки, потеря ориентации в пространстве и времени, головокружение, искажения в восприятии реальности, галлюцинации. «Иностранец, чаще всего выходец из восточной Европы, не состоит в браке, увлекается изобразительным искусством, преобладающий пол – женский, преобладающий возраст – от 25 до 40 лет» – вот типичный пациент больницы Санта.
Мария Новелла – больница, в которую попадают с «синдромом Стендаля» или, как его еще называют, «синдромом Флоренции». Там психоаналитики дают больным выговориться (например, молодой американец рассказал, как однажды подвергся насилию со стороны своего преподавателя) и вскоре отпускают.
…а от наготы «Давида» теряют память и самообладание
Неоднозначную реакцию вызывает и статуя Давида работы Микеланджело, что находится во флорентийской Академии художеств. Например, девушка Марта из Германии, побледнев, упала без сознания прямо на ступенях базилики, а некий молодой американец-музыкант при взгляде на скульптуру Давида почувствовал необъяснимый страх и на короткое время лишился памяти. Другие проявляли повышенную болтливость, у третьих наблюдалось раздвоение личности. Грациэлла Магерини заинтересовалась и этими пациентами, придя к выводу, что их внезапный недуг можно назвать «синдромом Давида».
— Причины «синдрома Давида» запрятаны в глубине человеческой натуры. Давид завораживает совершенством своей красоты, - объясняет доктор Грациэлла Магерини. По ее словам, этот памятник вызывает не только безмятежное эстетическое блаженство.
— Давид рождает душевную бурю. Глядя на него, чувствуешь себя сильным и великим, но одновременно ощущаешь ревность и зависть к этому молодому совершенному телу, – говорит она.
«Давид» Микеланджело – символ красоты человеческого тела и зависти
Итальянский психоаналитик говорит, что большинство из тех людей, которые испытывают желания разрушать (20% посетителей), способны контролировать себя, однако некоторые могут потерять самообладание. Так, в 1991 году вандал успел нанести по ноге Давида удар молотком, прежде чем его смогли задержать.
— Великие произведения искусства на глубинном уровне вызывают стремление к уничтожению, которое испытывают в том числе и сами их создатели. Известно, что Микеланджело уничтожил ряд своих произведений и фрагменты их, – говорит Магерини. – Однако желание уничтожить вызвано не только подсознательной связью между процессом творения и процессом уничтожения. «Синдром Давида» также вызывают глубинные страхи и желания человека, в том числе сексуальные.
– Существует большая сила, импульс эротической и сексуальной природы, не только у женщин, но и у мужчин, – добавляет Магерини. – Нагой «Давид», полотна «Страшный суд», «Венера Медичи», «Рождение Венеры» и вообще вся Италия – не единственное, что способствует кратковременному помешательству. Кроме эстетических, он может быть вызван и сильными религиозными эмоциями.
Перед красотой «Венеры Медичи» не могут устоять впечатлительные туристы
Яркий тому пример – «Синдром Иерусалима». Вначале человек чувствует сильное желание уединиться, осуществить церемониальные действия, включающие ритуальное очищение тела, надеть на себя белую одежду (в большинстве случаев - простыни из гостиниц) и напевать религиозные песни. Во время приступа туристы произносят в священных местах города проповеди, утверждая, что они являются Иисусом Христом или другими святыми. Директор психиатрической больницы «Кфар-Шауль» Яир Бар-Эль лечит ежегодно более пятидесяти пациентов.
Кроме Иерусалима и Флоренции, опасность для впечатлительных туристов таят в себе Гавайские острова и Венеция. Острова способны загнать человека в тяжелейшую депрессию, а Венеция известна своим количеством самоубийц.
"StellaGold" - ШОП-ТУРЫ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ПО ИТАЛИИ
ТЕЛ. В ИТАЛИИ:(+39) 328 198 91 48
e-mail: stellagold@mail.ru
|